Закон США о налогообложении иностранных счетов (FATCA) и обязанности российских банков по его исполнению
В статье описываются сложности, связанные с необходимостью для российских банков исполнять требования американского налогового законодательства при наличии противоречий с нормами российского права.
Ключевые слова: FATCA, идентификация американских налогоплательщиков, критерии выявления иностранных налогоплательщиков.
В настоящее время перед российскими банками встала непростая задача обеспечить выполнение требований не только российского, но и зарубежного законодательства. Причем, если сегодня речь идет только о Законе США о налогообложении иностранных счетов, то в будущем аналогичные законодательные акты планируют принять и европейские государства.
Закон США о налогообложении иностранных счетов (FATCA – Foreign Account Tax Compliance Act) был принят 18 марта 2010 года с целью предотвращения уклонения налогоплательщиков США от уплаты налогов с доходов, получаемых за границей, и вступил в силу с 01 июля 2014 года. При этом действие закона затрагивает не только юридических и физических лиц
Если иностранное финансовое учреждение не присоединяется к FATCA, к нему могут быть применены санкции. Чтобы избежать санкций, иностранный финансовый институт должен зарегистрироваться в Налоговой службе США (Internal Revenue Service — IRS), получить глобальный идентификационный номер (GINN) и обеспечить выполнение следующих мероприятий:
— организовать работу по выявлению среди своих клиентов американских налогоплательщиков;
— ежегодно раскрывать Налоговой службе США информацию о счетах, открытых налогоплательщиками США;
— при необходимости удерживать 30% с любого платежа в пользу американских налогоплательщиков, в отношении которых отсутствует необходимая документация.
Для взаимодействия с американской налоговой системой предусмотрена возможность заключения межправительственных соглашений (IGA), в рамках которых возможно преодоление потенциальных юридических препятствий и обеспечение соблюдения иностранными финансовыми институтами требования внутреннего законодательства соответствующего государства. Были разработаны две модели таких межправительственных соглашений:
— Модель 1 (1 IGA) предусматривает внедрение отчетности FATCA путем межправительственного обмена информацией.
— Модель 2 (2 IGA) предусматривает прямое предоставление отчетности в Налоговое ведомство США отчитывающимися финансовыми институтами.
Россия вела переговоры о заключении межправительственного соглашения по Модели 1, но в апреле 2014 года американская сторона приостановила переговоры на неопределенный срок, и российские финансовые институты, в первую очередь, банки, оказались в ситуации выбора – присоединяться к FATCA, зарегистрировавшись в Налоговой службе США напрямую, или нет. Неприсоединение к FATCA могло привести к «исключению» финансового института из числа участников международного финансового рынка н закрытию корреспондентских счетов банков в иностранных банках, присоединившихся к FATCA. Поэтому большинство российских организаций финансового рынка приняло решение о регистрации в Налоговой службе США (согласно информации, размещенной на сайте fatca.ru, по состоянию на 01.11.2014 г. в налоговом ведомстве США зарегистрировалась 961 российская финансовая организация).
Чтобы урегулировать вопросы исполнения российскими финансовыми институтами требований иностранного законодательства, в конце июня 2014 года был принят российский закон 173-ФЗ «Об особенностях осуществления финансовых операций с иностранными гражданами и юридическими лицами, о внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации». Однако российский закон не только не устранил всех противоречий между нормами российского законодательства и требованиями FATCA, но и вызвал новые вопросы.
Простой пример. Сегодня немало российских граждан имеют Грин-карту – удостоверение личности, подтверждающее наличие вида на жительство у человека, не являющегося гражданином США. Согласно FATCA такие лица являются налогоплательщиками США и при открытии счетов в банках России или других стран должны заполнить налоговую форму W-9 (заполняется только на английском языке) и дать согласие на передачу информации о своих счетах и операциях Налоговой службе США. Согласно российскому закону такое согласие одновременно является согласием на передачу такой информации в Центральный банк Российской Федерации, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, и федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов [1]. Если клиент отказывается дать согласие на передачу информации в иностранный налоговый орган и в адрес российских уполномоченных органов, он относится к категории так называемых «отказников», и российский закон разрешает банкам принять решение о расторжении заключенного с таким клиентом договора вклада или иного договора, предусматривающего оказание финансовых услуг, уведомив об этом клиента — иностранного налогоплательщика не ранее, чем за тридцать рабочих дней до дня расторжения соответствующего договора. Но принять такое решение российскому банку очень непросто, ведь речь может идти о вкладчике, который давно обслуживается в банке, пользуется не только депозитными, но другими банковскими услугами и имеет намерение продолжать обслуживаться в банке. Кроме того, ни Гражданским кодексом РФ, ни Законом РФ от 07.02.1992 г. “О защите прав потребителей” расторжение по инициативе банка договора банковского вклада (счета) с клиентом, имеющим вид на жительство в другом государстве и отказывающимся от передачи информации в иностранный налоговый орган, не предусмотрено.
Среди других проблем, неурегулированных российским законодательством, эксперт по комплаенс, ПОД/ФТ и FATCA Д.В.Чистов [2] называет следующие:
— Российский закон не допускает отказа от заключения договора, предусматривающего оказание финансовых услуг, на основании необходимости поддержания специальных статусов финансовых организаций в рамках FATCA;
— Российский закон запрещает сбор и передачу информации в отношении физических лиц, являющихся налоговыми резидентами США в соответствии с критериями долгосрочного пребывания на территории США;
— Не регулируется штрафное удержание на территории России;
— Перечисление удержанных денежных средств не предусмотрено и не пока не допустимо;
— Закон запрещает сбор и передачу информации об инвестиционных организациях финансового рынка (ОФР) и страховых компаниях с долей собственности определенной Персоны США от 0% до 10%;
— Уполномоченный орган РФ вправе запретить направление информации о клиенте в IRS;
— Расторжение договора, предусматривающего оказание финансовых услуг организациями финансового рынка (далее -ОФР) с клиентами банка – «отказниками» не регулируется Банком России, хотя предусмотрено законом;
— Издание Банком России Указания о порядке расторжения договора с неучаствующими в FATCA организациями финансового рынка, согласно которому, среди прочего, Банк России вправе принять решение о невозможности расторжения такого договора;
— Отсутствие регламентов взаимодействия с ОФР уполномоченными органами.
До 29 июня текущего года иностранные организации финансового рынка должны в первый раз передать в Налоговую службу США информацию о выявленных клиентах — американских налогоплательщиках. При этом налоговое ведомство США определило список организаций, у которых можно приобрести специальные ключи для шифрования отправляемых данных. Российское законодательство о персональных данных устанавливает, что, если при их передаче используются криптографические средства, они должны пройти сертификацию в ФСБ. Поскольку ни одна из компаний, выбранных Налоговой службой США, сертификацию в ФСБ не проходила, использование приобретенных у этих компаний ключей для шифрования может привести к нарушению российских требований о защите персональных данных.
Согласно требованиям Федерального закона 173-ФЗ при выявлении клиента — иностранного налогоплательщика банк должен направить о нем информацию в уполномоченные органы в порядке, сроки и объеме, которые установлены Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации. До настоящего момента такой порядок не установлен. Однако российские уполномоченные органы решили извлечь из FATCA выгоду для себя [3]. В конце апреля текущего года на обсуждение был вынесен разработанный Минфином проект Постановления российского правительства о порядке, сроках и объеме между организациями финансового рынка и уполномоченными органами. Согласно указанному проекту, прежде чем взаимодействовать с Налоговой службой США, российским финансовым организациям будет необходимо предоставить соответствующую информацию российской налоговой службе, причем в значительно большем объеме, чем этого требует FATCA. Практически одновременно Федеральная служба по финансовому мониторингу подготовила свой проект Постановления Правительства РФ “Об утверждении Порядка направления Федеральной службой по финансовому мониторингу организации финансового рынка решения о запрете на направление информации о клиенте – иностранном налогоплательщике в иностранный налоговый орган и формы данного решения”.
Есть и другая проблема. Александр Синицын, директор департамента налогообложения и права «Делойт» в СНГ отмечает: «Заключив соглашение с IRS, банки обязаны внедрить необходимые процедуры и исполнять требования американского законодательства. В противном случае закон предусматривает санкции к самой организации — например, от нее могут потребовать возместить неудержанный налог, заплатить штрафы или отозвать регистрационный номер, а процедура вторичной регистрации после его отзыва не совсем ясна. Также установлены и санкции в отношении сотрудника, отвечающего внутри этой организации за выполнение требований FATCA». Нужно понимать, что разработка и внедрения предусмотренных FATCA процедур может оказаться очень дорогостоящим мероприятием, особенно для мелких и средних российских банков, к которым относится большинство региональных банков. При этом необходимо отметить отсутствие официального перевода FATCA на русский язык, что определяет наличие определенных сложностей в части правильности толкования, понимания и исполнения американского закона и необходимости привлечения банками высокооплачиваемых консультантов из числа специалистов международных аудиторских компаний.
Литература:
1. Федеральный закон от 28.06.2014 N 173-ФЗ»Об особенностях осуществления финансовых операций с иностранными гражданами и юридическими лицами, о внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»/ Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 30.06.2014.
2. Чистов Д.В., Foreign Account Tax Compliance Act (FATCA): Актуальные вопросы внедрения, учебный семинар НОЧУ ДПО «Институт современного банковского дела»/Москва, 2015.
3. Шестопал О., FATCA наоборот // Коммерсантъ. №72. 23.04.2015, с. 7.
moluch.ru
это закон США о налогообложении иностранных счетов :: BusinessMan.ru
Экспертная точка зрения по поводу эффективности американского законодательства о налогообложении иностранных счетов отличается противоречивостью и полярностью оценок. Одни считают, что в мире формируется прогрессивная и эффективная система международной кооперации в налогообложении. Практически все развитые государства заключают межправительственные договоренности о взимании налогов с иностранных счетов своих налогоплательщиков. То, что было начато в 2010 году в рамках закона США ФАТКА, продолжается в других процессах по всему миру.
Финансовая оккупация мира?
У оппонентов иная оценка происходящего. Противники закона ФАТКА считают, что за последние несколько лет происходит негласная тихая финансовая оккупация мира со стороны Соединенных Штатов.
Их аргументы: современные американские законы отличаются своей территориальной «глобальностью». Их выполнение часто возлагается на граждан и компании других стран. Самым ярким проявлением такой экстерриториальности является удержание налогов по ФАТКА.
Контекст принятия закона
Разговоры о целесообразности нового закона шли в течение долгого времени, идея возникла не в один день. Фоном принятия закона была беспрецедентная борьба государства за полноценную собираемость налогов.
По ходу дебатов в Конгрессе США приводились цифры финансовых потерь, поражающих воображение. Вследствие создания мутных офшорных схем бюджетные потери составляли около ста миллиардов долларов США ежегодно.
«И спрятать деньги в офшоре» — фраза стала классической даже в сериалах о любви. Но по данным налоговых сыщиков и экспертов, деньги прятались не только в офшорах, но и попросту в других странах мира. У американских граждан появилась нехорошая привычка держать свои денежные средства в иностранных банках и других финансовых конторах. Это никак не укладывалось в американское налоговое законодательство, согласно которому граждане США должны платить налоги только в бюджет своей страны вне зависимости от того, где были получены основные доходы.
Независимый финансовый игрок на поле
США – единственная страна, которая в вопросах налогообложения не обращает ни малейшего внимания на фактор территориальности. Как только человек получает паспорт гражданина США (и даже грин-карту), он мгновенно становится объектом пристального внимания IRS – американской налоговой инспекцией.
Если, к примеру, американский специалист занимает в российской компании высокий пост и получает высокую конкурентную оплату труда с различными выплатами и корпоративными бонусами, он будет вынужден заплатить более чем солидные налоги в американскую казну.
Как это начиналось
Знаменитый ФАТКА – это русская версия английской аббревиатуры FATCA — закона о налоговой отчетности по зарубежным счетам. Этому закону почти десять лет, он был принят в 2010 году в качестве метода борьбы с уклонением от налогов. В США налоговые преступления традиционно считаются тяжелыми статьями с весьма неприятными сроками и штрафами в качестве наказания.
Но если раньше эти особенности были исключительно внутренним делом, то с 2010 года в этот круговорот оказались вовлечены и иностранные финансовые организации. Теперь они были вынуждены отчитываться о денежных движениях своих клиентов, которые были американскими налогоплательщиками, перед службой внутренних доходов США.
Уклоняясь от такого рода отчетности, зарубежные финансисты рисковали подпасть под жесткие санкции, включающие штрафы и даже закрытие корреспондентских счетов в банках США.
Первой сдалась Швейцария
Все началось с борьбы за раскрытие тайны, которая была неприкосновенной в течение столетий. Это была информация о вкладах американцев в швейцарских банках, которых Вашингтон считал налоговыми уклонистами. Выяснилось, что в то время лишь в одном швейцарском банке UBS находились деньги без уплаты налогов, принадлежащие 52000 американским гражданам.
В ответ на требование Минюста США банк UBS был вынужден заплатить $780 млн штрафа. Одновременно банк раскрыл четыре тысячи имен своих американских вкладчиков. Это было началом победного пути налоговиков, у них выросли крылья. Именно на этом фоне был создан проект ФАТКА — закон США о налогообложении иностранных счетов.
Шок в сообществе
Государственные органы и банки разных стран реагировали на принятие закона ФАТКА в большинстве своем негативно. Более того, можно сказать, что это был шок, связанный с беспрецедентным усилением зависимости от США, в которой европейские банки находились в течение долгого времени и без нового закона.
Все дело было в одной особенности функционирования мировой финансовой системы, позволяющей США ее контролировать. Это монополизм американского доллара, который является международной валютой. Подавляющее большинство транснациональных расчетов производится в долларах США и через американскую банковскую систему. Нью-Йоркская биржа является излюбленным местом размещения ценных бумаг крупнейших компаний и банков со всего мира.
Часть финансовых экспертов считает, что сложившаяся ситуация с американским финансовым диктатом сформировалась вследствие целенаправленных действий США с помощью своей знаменитой Федеральной резервной системы. Эти действия называют созданием «доллароцентричной финансовой системы». Есть и противники конспирологической версии, о чем будет написано ниже.
Но если до введения закона ФАТКА банки находились под косвенным влиянием США, то новая схема борьбы с американскими нарушителями налоговой дисциплины привела к прямому контролю над банками мира со стороны налоговых органов США. Если разобраться, то независимые в прошлом финансовые системы разных стран стали выполнять роль филиалов налоговых и других ведомств США.
Вода камень точит
Одно дело – принять закон в своей стране. Совсем другое – договориться о его исполнении иностранными государствами, особенно на фоне общего негатива и потока критических статей в СМИ. Этим нелегким делом занялся Госдепартамент США. Он начал переговоры по поводу новых международных соглашений о так называемой трансграничной отчетности.
Американские налоговики предлагали две модели взаимодействия на выбор. Первый вариант включал в себя подготовку отчетности в местные налоговые органы, которые, в свою очередь, отправляли консолидированные документы в США. Вторая модель предполагала формирование отчетов в американские налоговые органы напрямую.
Поговорка «вода камень точит» идеально подходит под упорную и терпеливую работу Госдепартамента США с каждой из стран мира. Перед вводом в действие закона в июле 2014 года далеко не все страны подписали стандартные соглашения по ФАТКА.
Чтобы не попасть под штрафные санкции в 2014 году, был придуман компромиссный вариант: подписанное некоторыми странами «принципиальное согласие» о будущих намерениях.
Через три года соглашение (или «принципиальное» согласие) было подписано уже в 113 государствах мира.
Последствия
Невыполнение требований закона ФАТКА – это значительные риски для банков любой страны, включая российских. Природа этих рисков связана как с репутацией банка, так и со штрафами в виде изъятия 30 % от денежных средств в рамках международных переводов.
Репутационные потери заключаются в потере доверия в международном банковском сообществе. С точки зрения этого сообщества, финансовые организации, не участвующие в системе ФАТКА, – это потенциально нежелательные партнеры из-за отмывания денег, неуплаты налогов и т. д.
В дополнение к этим бедам, ведение финансовых дел с банками вне системы ФАТКА стало приносить лишние расходы, связанные с дополнительными административными действиями. Получался замкнутый круг: чем больше банков принимало условия ФАТКА, тем сложнее было работать «вольным» финансистам.
ФАТКА и МИД России
В российском контексте с законом ФАТКА связаны сплошные законодательные противоречия. Прежде всего это связано с соблюдением банковской и налоговой тайны, а также с конфиденциальностью персональных данных. К тому же удержание 30 % денежных средств в виде штрафных санкций никак не является легитимным, с точки зрения российских законов.
Конечно же, МИД России не мог оставаться в стороне и озвучил мнение о нарушении суверенитета стран и, самое главное, противоречии с российским законодательством. Принудительное исполнение налоговых требований чужого государства и другие статьи закона делает недопустимым сотрудничество российских банковских структур с органами внутренних доходов США. Эта точка зрения была озвучена в специальном письме МИДа РФ в 2014 году, в момент вступления в силу закона ФАТКА.
Самостоятельные банковские решения
Так или иначе, российским банкам нужно было находить решения для нормальной дальнейшей деятельности на международном уровне. Межгосударственного соглашения по закону ФАТКА с Россией нет. Поэтому каждому банку пришлось присоединяться к системе самостоятельно с помощью соглашений о присоединении.
В тексте таких соглашений содержится информация о том, что американские налоговики оставляют за собой право оценивать предоставляемую им отчетность и дополнительные сведения в целях ФАТКА от российских банков. Это право позволяет им исключить банк из списка присоединившихся организаций к системе ФАТКА, если его отчетность перестанет их устраивать.
Без конспирологии
Критики конспирологических теорий обращают внимание на то, что американские налоговые органы не требуют, а просят зарубежные финансовые организации информировать их, имеются ли определенные лица с американским гражданством среди их клиентов.
На государственном российском уровне у закона ФАТКА статус остался неопределенным. Министерство финансов ссылается на старые документы и считает, что вполне достаточно будет действующего с 1992 года договора между США и РФ «О предотвращения двойного налогообложения и уклонения от налогов…».
Что же касается закона ФАТКА европейской версии, то большинство развитых стран, начиная с Великобритании, Германии и Франции, давно заключили с США соглашения, которые освобождают местные банки от отдельных договоров. Более того, эти соглашения носят двусторонний характер: США также будут передавать информацию об американских счетах европейских граждан налоговым службам стран-партнеров.
История введения в силу закона ФАТКА – это отличный кейс для поведенческих исследований в периметре международного сотрудничества в условиях глобализации.
businessman.ru
О налогообложении иностранных счетов (FATCA)
Депозитарий ПАО «БАНК УРАЛСИБ» (далее – Депозитарий банка) информирует Вас, что в связи с вступлением в силу 30 июня 2014 Федерального закона от 28.06.2014 № 173-ФЗ «Об особенностях осуществления финансовых операций с иностранными гражданами и юридическими лицами, о внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 173-ФЗ) на Депозитарий банка возложена обязанность выявлять среди своих клиентов иностранных налогоплательщиков для последующей передачи информации о них в иностранные налоговые органы.
В соответствии с Федеральным законом № 173-ФЗ, депозитарии Банка вправе запрашивать клиентов(депонентов), в отношении которых имеются обоснованные предположения, что клиент(депонент) является иностранным налогоплательщиком, информацию, идентифицирующую его в качестве иностранного налогоплательщика, а также согласие клиента(депонента) на предоставление этой информации в иностранный налоговый орган. Согласие клиента (депонента) на предоставление такой информации является также согласием на передачу такой информации в уполномоченные органы Российской Федерации (Банк России, Росфинмониторинг, ФНС).
В случае не предоставления клиентом (депонентом) запрашиваемой информации в течение 15 рабочих дней со дня направления запроса, а также в случае отказа от предоставления согласия на передачу информации в уполномоченные органы, Депозитарий банка вправе принять решение об отказе от совершения операций, осуществляемых в пользу и по поручению такого клиента по договору оказания финансовых услуг, расторгнуть в одностороннем порядке договор оказания финансовых услуг, уведомив клиента не ранее чем за тридцать рабочих дней до дня расторжения соответствующего договора.
Обязанности ПАО «БАНК УРАЛСИБ» по закону США «О налогообложении иностранных счетов (FATCA): указанные выше изменения законодательства Российской Федерации и обязательства банка связаны с вступлением в силу с 1 июля 2014 года Закона США о налогообложении иностранных счетов (Foreign Account Tax Compliance Act, FATCA)
FATCA – это принятый в марте 2010 г. Закон США о налоговых требованиях в отношении иностранных счетов, который устанавливает механизм, обязывающий иностранные финансовые организации раскрывать определенную информацию Налоговой службе США(IRS) о своих клиентах- американских налогоплательщиках.
В соответствии с положениями закона FATCA, c 1 июля 2014 года налоговым агентам США предписывается производить удержание 30% от сумм пассивных доходов, полученных из источников в США (проценты, дивиденды), перечисляемых в пользу:
— иностранных финансовых организаций, в случае незаключения последними соглашения с Налоговой Службой США и не имеющих GIIN;
— физических лиц, которые имеют признаки, указывающие на принадлежность к США, такие как гражданство, место рождения, почтовый адрес, адрес фактического проживания, телефон, долгосрочное платежное поручение для переведения средств на счет в США и доверенность или право подписи предоставленное лицу с американским адресом;
— юридических лиц, в которых указанные выше физические лица имеют долю 10 и более процентов прямого или косвенного участия;
— клиентов, отказавшихся предоставить информацию о своем налоговом резидентском статусе в соответствии с требованиями FATCA.
Дополнительно сообщаем, что Банк УРАЛСИБ прошел регистрацию на сайте Налоговой службы США (Internal Revenue Service, IRS) и получил статус финансовой организации, соблюдающей требования FATCA (Participating Foreign Financial Institution, PFFI). Банку УРАЛСИБ был присвоен глобальный идентификационный номер (GIIN) NJPRCF.99999.SL.643.
depository.uralsib.ru
Закон о налогообложении иностранных счетов (FATCA) | «Делойт», СНГ
FATCA затронет все российские кредитно-финансовые учреждения. Для того чтобы соответствовать его требованиям, финансовым организациям необходимо провести ряд ключевых мероприятий, предварительный список которых приведен ниже. В основном требования FATCA касаются анализа новых и существующих клиентских счетов для идентификации среди клиентов американских налогоплательщиков и предоставления информации о них в налоговую службу США.
Регистрация IRS. Российские кредитно-финансовые учреждения должны зарегистрироваться на портале IRS, для того чтобы их включили в список «участников». IRS обнародовала инструкции по регистрации, с которыми можно ознакомиться, пройдя по следующей ссылке: http://www.irs.gov/Businesses/Corporations/FATCA-Registration. Для того чтобы попасть в основной список, финансовые учреждения должны были пройти регистрацию до 26 апреля 2014 года.
Классификация зависимых организаций. Филиалы и зависимые организации должны также определить свой статус в соответствии с FATCA. Если они сами являются финансовыми организациями, определенные требования FATCA будут применены и к ним.
Идентификация существующих счетов. Российские кредитно-финансовые организации будут обязаны анализировать свои продукты с целью идентификации счетов клиентов, на которые распространяется действие FATCA и классифицировать их в соответствии с требованиями FATCA.
Анализ существующих счетов. После идентификации счетов, подлежащих анализу, финансовые организации должны собрать всю необходимую информацию в электронном виде для классификации данных счетов согласно требованиям FATCA. Для счетов физических лиц финансовые организации должны определить, является ли владелец того или иного счета резидентом (например, держателем «грин-карты») или гражданином США, либо имеются ли признаки той или иной связи с США (например, номер телефона в США или почтовый адрес). Кроме того, финансовые учреждения должны относить владельцев лицевых счетов к той или иной категории в соответствии с требованиями FATCA. В любом случае, для подтверждения выбранной классификации может потребоваться дополнительная информация. Если юридическое лицо отнесено к категории пассивной нефинансовой организации, также могут потребоваться сведения о первичных американских собственниках этого юридического лица.
Детальный анализ существующих счетов. Для крупных счетов (например, более 1 млн долларов США) могут проводиться анализ документации и консультации со специалистом, ответственным за обслуживание счета, для целей предоставления дополнительной информации, подтверждающей связь счета с США.
Анализ информации, используемой для идентификации клиентов и предотвращения отмывания денег в рамках классификации новых счетов. В будущем российские кредитно-финансовые организации будут обязаны анализировать информацию, полученную при взаимодействии с клиентом, для того чтобы определить категорию владельца счета.
Текущая информация о счетах. После классификации счетов финансовые учреждения будут обязаны регулярно представлять сведения (например, наименование владельца счета, его ИНН, сальдо по счету) российским налоговых органам для дальнейшей передачи в Налоговую службу США (IRS).
www2.deloitte.com
Минфин России сформулировал свою позицию по проблеме реализации положений принятого в США Закона о налогообложении иностранных счетов (FATCA)
Письмо Минфина России от 24.04.2012 N 03-08-07
Закон о налогообложении иностранных счетов (FATCA), вступающий в силу с 1 января 2013 года, предусматривает внесение существенных изменений в порядок налогообложения операций, осуществляемых резидентами США через иностранные финансовые организации. Механизм применения FATCA требует от иностранных финансовых организаций заключить специальное соглашение с налоговой службой США (IRS) по вопросам осуществления контроля за наличием счетов, открываемых налогоплательщиками США в иностранных финансовых организациях, и информировать о них налоговую службу США.
Неучастие в FATCA российских финансовых организаций создаст для них дополнительные правовые и репутационные риски, связанные с возможными санкциями со стороны IRS и иностранных финансовых организаций, в частности, в виде принудительного изъятия 30 процентов от сумм международных банковских переводов, а выполнение требований FATCA — риски нарушения российского законодательства о банковской, налоговой тайне, а также о персональных данных.
В рамках Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) не сформировано солидарной позиции по отношению к FATCA. Вместе с тем ряд европейских государств (Великобритания, Франция, Германия, Италия, Испания) уже достигли договоренности с правительством США о формате участия в FATCA.
В настоящее время отсутствует согласованное решение российских государственных органов, направленное на решение вопроса о присоединении РФ к совместному заявлению указанных европейских государств и США об участии в FATCA.
На заседании членов группы 10 Комитета ОЭСР по налоговым вопросам представители Минфина России достигли принципиальной договоренности с представителями IRS о проведении переговоров по проблеме реализации положений FATCA. Кроме того, делегация ФНС России обсудила проблемы обмена налоговой информацией в рамках данного Закона с руководством налоговой службы США.
Вместе с тем Минфин России отмечает, что в любом случае обмен информацией с американской стороной должен строиться на взаимной основе, причем не на основе специального межправительственного соглашения, а строго в рамках российско-американского договора об избежании двойного налогообложения.
Перейти в текст документа »
Дата публикации на сайте: 04.05.2012
Поделиться ссылкой:
www.consultant.ru
Актуальные вопросы применения электронных счетов-фактур | Электронные счета-фактуры
Законом Республики Беларусь от 30 декабря 2015 г. № 343-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам предпринимательской деятельности и налогообложения» Налоговый кодекс Республики Беларусь (далее – НК) дополнен статьей 1061 «Электронный счёт-фактура». Данное дополнение вступает в силу с 1 июля 2016 г.
Согласно пункту 1 статьи 106-1 НК электронный счёт-фактура (далее – ЭСЧФ) является обязательным электронным документом для всех плательщиков налога на добавленную стоимость (далее – НДС), указанных в абзацах втором — четвертом статьи 90 НК (за исключением иностранных организаций, не состоящих на учете в налоговых органах Республики Беларусь), у которых возникает объект налогообложения НДС, включая обязанность исчисления НДС в соответствии с положениями статьи 92 НК, либо обязанность выставления (направления) ЭСЧФ в соответствии с положениями статьи 106-1 НК, служащим основанием для осуществления расчетов по НДС между продавцом и покупателем и принятия к вычету сумм НДС.
В связи с вышеуказанным у плательщиков возник ряд вопросов по применению ЭСЧФ.
Предлагаем вашему вниманию ответы на наиболее часто задаваемые вопросы плательщиков.
1. Необходимо ли составлять ЭСЧФ в отношении экспортируемых товаров (работ, услуг), по которым применяется нулевая ставка НДС?
Да необходимо, исходя из положений пункта 8 статьи 106-1 НК в таком случае ЭСЧФ создается плательщиком и направляется только на Портал электронных счетов-фактур (далее – Портал), являющийся информационным ресурсом Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь.
2. Необходимо ли составлять ЭСЧФ в отношении экспортируемых работ, услуг, местом реализации которых не признается территории Республики Беларусь?
Исходя из положений пункта 7 статьи 106-1 НК в отношении не признаваемых объектом налогообложения НДС оборотов по реализации работ, услуг (учитывая тот факт, что обороты по реализации данных работ, услуг не отражаются в налоговой декларации (расчете) по налогу на добавленную стоимость) составление ЭСЧФ не производится.
3. Создается ли ЭСЧФ при приобретении услуг на территории Республики Беларусь у нерезидентов (например услуг в виде роялти)?
При приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь у иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство и не состоящих в связи с этим на учете в налоговых органах Республики Беларусь, и исполнении белорусскими плательщиками налоговых обязательств в соответствии с положениями статьи 92 НК ЭСЧФ в таком случае создается и направляется на Портал белорусским покупателем (часть четвертая п. 8 ст. 106-1 НК).
При заполнении ЭСЧФ по таким операциям в Разделах 2 и 3 формы электронного счета-фактуры по НДС (далее – форма ЭСЧФ) должны быть указаны соответствующие статусы поставщика и получателя – «иностранная организация» и «покупатель объектов у иностранной организации» соответственно.
4. Организация применяет упрощенную систему налогообложения с уплатой НДС без ведения бухгалтерского учета, вычет сумм НДС осуществляется в соответствии с положениями пункта 3 статьи 921 НК, т.е. после уплаты.
Как будет осуществляться вычет сумм «входного» НДС после введения ЭСЧФ?
С момента введения ЭСЧФ данный документ будет основным документом, на основании которого будет осуществляться налоговый вычет, с учетом необходимости соблюдения иных требований, установленных, статьей 107 НК.
Учитывая, что плательщиком по описанной в вопросе ситуации вычет НДС осуществляется только после уплаты, программным обеспечением будет предоставлена возможность в отношении полученного ЭСЧФ проставлять конкретную дату наступления права на вычет, т.е. ту дату, когда будет осуществлена оплата за приобретенный товар.
5. Каким образом будет осуществляться перевыставление предъявленных энергоснабжающими организациями сумм НДС арендодателем арендаторам?
В таких случаях вычет сумм НДС должен быть произведен арендаторами на основании ЭСЧФ, выставленного им арендодателем.
В свою очередь, выставление ЭСЧФ арендодателем арендаторам осуществляется на основании ЭСЧФ энергоснабжающих организаций.
При получении ЭСЧФ арендодателем от энергоснабжающих организаций арендодатель в полученном ЭСЧФ в графе 12 Раздела 6 указывает признак, что данные суммы налога у него не подлежат вычету. При выставлении арендодателем ЭСЧФ арендаторам в Разделах 2 и 3 формы ЭСЧФ должны будут быть указаны соответствующие статусы поставщика и получателя – «посредник» и «потребитель» соответственно.
6. Организация имеет сеть ресторанов, «расчетная» ставка НДС рассчитывается по каждому ресторану в отдельности.
ЭСЧФ должен создаваться по каждому ресторану или по организации в целом?
Согласно пункту 8 статьи 106-1 НК при реализации товаров, по которым исчисление НДС осуществляется в соответствии с особенностями, установленными пунктом 9 статьи 103 НК, неплательщикам НДС в Республике Беларусь, плательщиком по итогам отчетного периода создается один итоговый ЭСЧФ, который направляется на Портал не позднее 5-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.
Таким образом, в случае, если исполнение налоговых обязательств осуществляется плательщиком централизованно, то создание и направление ЭСЧФ на Портал также осуществляется в целом по организации.
7. Можно ли будет выставлять один ЭСЧФ на несколько отгрузок товаров, если они производятся одному и тому же покупателю?
Нет нельзя, исходя из положений пункта 5 статьи 106-1 НК плательщик (если иное не установлено данной статьей, например для «розницы») обязан в отношении каждого оборота по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав выставить ЭСЧФ покупателю либо направить его на Портал.
8. Требуется ли составление ЭСЧФ при возврате товаров покупателями в розничную торговую сеть?
Не требуется, в силу положений части шестой пункта 11 статьи 106-1 НК увеличение (уменьшение) налоговой базы НДС и сумм НДС осуществляется в итоговом ЭСЧФ, выставляемом за отчетный период, в котором осуществляется уменьшение (увеличение) стоимости товаров (работ, услуг), частичный либо полный возврат покупателем продавцу товаров (частичный либо полный отказ от выполненных работ, оказанных услуг).
9. Предусмотрена ли ответственность за не выставление ЭСЧФ?
Установление какой-либо ответственности на законодательном уровне на данном этапе не предусмотрено.
10. Отменится ли для крупных плательщиков обязанность ведения книги покупок?
С 01.01.2016 отмена книги покупок для крупных плательщиков не предусмотрена, но после начала функционирования системы ЭСЧФ такая возможность Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь будет рассмотрена.
11. Необходимо ли выставлять ЭСЧФ в отношении оборотов по реализации объектов, освобождаемых от НДС в соответствии с положениями статьи 94 НК?
Случаи, когда ЭСЧФ не выставляется при наличии освобождаемых от НДС оборотов по реализации, предусмотрены пунктом 7 статьи 106-1 НК. В отношении освобождаемых оборотов по реализации, не указанных в данном пункте, выставление (направление) плательщиками ЭСЧФ осуществляется только на Портал.
12. Можно ли будет принимать с 01.07.2016 к вычету суммы НДС при отсутствии у покупателя ЭСЧФ?
Нет нельзя, как отмечалось выше, с 01.07.2016 ЭСЧФ будет являться основным документом, на основании которого будут осуществляться налоговые вычеты.
13. Каким образом будет подписываться ЭСЧФ?
ЭСЧФ будет подписываться электронной цифровой подписью.
14. Каким образом составляется ЭСЧФ при реализации объектов по договорам комиссии?
При реализации объектов по договорам комиссии выставление ЭСЧФ покупателям осуществляется комиссионером на основании данных ЭСЧФ комитента, который может выставляться комитентом комиссионеру по итогам отчетного месяца на основании данных отчета комиссионера за указанный месяц.
В таком случае комиссионер, выставляя ЭСЧФ покупателям, в Разделах 2 и 3 формы ЭСЧФ должен указать соответствующие статусы поставщика и получателя – «комиссионер» и «покупатель» соответственно, что будет означать, что указанный ЭСЧФ не относится к оборотам по реализации комиссионера.
В отношении комиссионного вознаграждения комиссионер выставит ЭСЧФ комитенту, в котором в Разделах 2 и 3 формы ЭСЧФ должен указать статусы поставщика и получателя – «продавец» и «покупатель» соответственно.
15. В какой момент должен быть составлен ЭСЧФ за электроэнергию, если первичные учетные документы за отчетный месяц составляются не ранее 10-го числа месяца, следующего за отчетным?
По общему правилу ЭСЧФ выставляется (направляется) не ранее дня отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, определяемого в соответствии с положениями статьи 100 НК, и не позднее 5-го числа месяца, следующего за месяцем дня отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, если не установлено иное.
В случае невозможности определения на дату отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав момента фактической реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав ЭСЧФ выставляется в день возникновения момента фактической реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав.
Учитывая изложенное, в описанной в вопросе ситуации ЭСЧФ должен быть составлен и выставлен в момент подписании первичных учетных документов с указанием в строке 3 Раздела 1 формы ЭСЧФ даты наступления момента фактической реализации.
16. Как должны оформляться ЭСЧФ в случае возврата товара?
При полном возврате товара продавцом данного товара должен быть составлен исправленный ЭСЧФ, который будет полностью аннулировать исходный ЭСЧФ, в связи с чем при составлении исправленного ЭСЧФ необходимо сделать ссылку на исходный ЭСЧФ.
При частичном возврате товара, отгрузка которого осуществлялась на основании одного договора, но с большим количеством ТТН и ЭСЧФ, когда не представляется возможным определить к какому конкретному ЭСЧФ (ТТН) относится возвращаемый товар, продавцом составляется дополнительный ЭСЧФ, который не аннулирует исходные ЭСЧФ, а корректирует налоговую базу.
17. Каким образом должны составляться ЭСЧФ в случае приобретения товара в розничной торговой сети юридическим лицом?
Согласно пункту 8 статьи 106-1 НК составление продавцом ЭСЧФ и направление его на Портал осуществляется при реализации товаров с применением «расчетной» ставки НДС, за исключением случаев, когда покупателем заявлено требование о предъявлении ЭСЧФ и указании ставки НДС, по которой облагается данный товар, и суммы НДС.
Учитывая изложенное, если покупателем является юридическое лицо, то последним может быть заявлено требование о предъявлении ему магазином розничной торговли соответствующего ЭСЧФ. В таком случае покупатель должен представить продавцу свои реквизиты, а именно – УНП и наименование.
18. Необходимо ли составлять ЭСЧФ на возникающие суммовые разницы при реализации товаров?
Да, необходимо составлять дополнительный ЭСЧФ в силу положений пункта 11 статьи 1061 НК, причем как на положительные, так и на отрицательные разницы.
19. Каким образом выставлять ЭСЧФ одновременно с выписываемой ТТН если склад и офис организации находятся в разных местах?
В том числе и в этих целях положениями пункта 5 статьи 106-1 НК установлено, что ЭСЧФ должен быть составлен не позднее 5-го числа месяца, следующего за месяцем дня отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.
20. Будет ли выставляться ЭСЧФ при выполнении работ (оказании услуг), а также при передаче объектов в аренду?
Да, ЭСЧФ будет выставляться – пункт 1 статьи 106-1 НК.
21. Будут ли меняться нормы бухгалтерского учета в связи с введением механизма функционирования ЭСЧФ в отношении осуществления налоговых вычетов, в том числе при приобретении объектов за иностранную валюту?
Порядок принятия к вычету сумм НДС регулируется положениями НК, в частности, статьей 107 НК. Соответствующие изменения и дополнения в данную статью внесены и предусматривают, что в качестве основного документа, на основании которого с 01.07.2016 будут осуществляться налоговые вычеты, является ЭСЧФ с учетом необходимости соблюдения иных требований, установленных данной статьей.
В отношении случаев приобретения объектов на территории Республики Беларусь за иностранную валюту, статьей 107 НК предусмотрено, что к вычету будут приниматься суммы налога в белорусских рублях, предъявленные в ЭСЧФ продавцом. Покупатель определять и пересчитывать подлежащую вычету сумму НДС с 01.07.2016 не будет.
22. В какие сроки должен создаваться и направляться на Портал ЭСЧФ при импорте товаров, по которым предоставляется рассрочка по уплате «ввозного» НДС?
Согласно пункту 6 статьи 106-1 НК при ввозе на территорию Республики Беларусь товаров ЭСЧФ создается и направляется плательщиком на Портал в следующем порядке:
при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь с территории государств – членов Евразийского экономического союза – в день, на который приходится день уплаты (зачета) НДС, но не ранее дня представления в налоговый орган заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов и не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных товаров. При уплате (зачете) сумм НДС частями после 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных товаров, ЭСЧФ создается и направляется плательщиком на Портал в указанном порядке по каждому факту уплаты (зачета) НДС;
при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь, за исключением ввоза с территории государств – членов Евразийского экономического союза, – в день, на который приходится день уплаты (зачета) НДС, но не ранее дня представления в таможенный орган декларации на товары, подтверждающей выпуск товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой, и не позднее 5-го числа месяца, следующего за месяцем выпуска товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой. При уплате (зачете) сумм НДС частями после 5-го числа месяца, следующего за месяцем выпуска товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой, ЭСЧФ создается и направляется плательщиком на Портал в указанном порядке по каждому факту уплаты (зачета) НДС.
Указанный порядок применяется и к случаям, когда предоставляется рассрочка по уплате «ввозного» НДС.
23. У организации 15 филиалов по всей стране. Как будут выставляться ЭСЧФ в такой ситуации при централизованном порядке исполнения налоговых обязательств?
ЭСЧФ должны выставляться от имени юридического лица в целом. Каким именно филиалам и каким должностным лицам данных филиалов может быть предоставлено право выставления ЭСЧФ определяется сугубо внутренними инструкциями юридического лица.
24. В случае расхождения данных по НДС в ТТН и ЭСЧФ, какую сумму налога необходимо принимать к учету?
При корректном составлении указанных выше документов таких расхождений быть не должно. При их наличии – к вычету должны приниматься суммы НДС, указанные в ЭСЧФ.
Главное управление методологии налогообложения организаций
Министерства по налогам и сборам республики Беларусь
www.nalog.gov.by
О реализации требований Закона США «О налогообложении иностранных счетов» (FATCA)
06.06.2013
18 марта 2010 г. в США был принят «Закон о налогообложении иностранных счетов» Foreign Account Tax Compliance Act (далее – FATCA). Основная цель Закона – предотвращение уклонения граждан США от уплаты налогов.
Положения FATCA, кроме обязанности банков иностранных государств заключить специальные соглашения со Службой внутренних доходов США по осуществлению контроля за наличием в них счетов налогоплательщиков США и информированию об этих счетах, предусматривают возможность применения экономических санкций к финансовым организациям, не участвующим в FATCA. В принудительном порядке может быть удержано 30 % от суммы международных банковских переводов клиентов в случае, если американский банк-контрагент или банк-корреспондент сочтет, что в отношении получателя платежа должны быть применены требования FATCA.
Основным средством взаимодействия финансовых институтов со Службой внутренних доходов США будет регистрационный портал Закона. На портале можно будет заполнять и поддерживать в актуальном виде регистрационные формы, договоры и данные о полномочиях ответственных сотрудников финансовых институтов по исполнению требований FATCA. Портал будет открыт для регистрации и заключения договоров не позднее 15 июля 2013 г. Финансовые институты должны будут зарегистрироваться на портале и получить международный идентификационный номер посредника. Присвоение такого номера будет происходить не позднее 15 октября 2013 г.
Перечень институтов, признанных соблюдающими требования FATCA, будет опубликован Службой внутренних доходов США 2 декабря 2013 г. (в последующем перечень будет обновляться на ежемесячной основе). Для того чтобы попасть в перечень от 2 декабря 2013 г., иностранные финансовые институты должны будут зарегистрироваться на портале Службы внутренних доходов США до 25 октября 2013 г.
Таким образом, соглашение со Службой внутренних доходов США необходимо будет заключить до конца декабря 2013 года. Ответственность за выявление новых счетов резидентов США и клиентов-отказников начнется с 1 января 2014 г. Начало направления ограниченных отчетов в Службу внутренних доходов США от участвующих в сотрудничестве по Закону иностранных финансовых институтов за 2013 год запланировано с 31 марта 2015 г. Начало удержания 30 % налога с выручки от продажи активов неучаствующих в сотрудничестве иностранных финансовых институтов и клиентов-отказников планируется с 31 декабря 2016 г.
www.pravo.by